«Шереметьево» и «Аэрофлот» могут быть оштрафованы ФАС

Служба недовольна их соглашением, которое нарушает права других перевозчиков в аэропорту
ФАС снова недовольна соглашением «Аэрофлота» и «Шереметьево»
ФАС снова недовольна соглашением «Аэрофлота» и «Шереметьево» / М.Стулов / Ведомости

Московское областное управление ФАС возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении «Аэрофлота» и «Шереметьево» после внеплановой проверки. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте УФАС.

Службе не понравилось соглашение о сотрудничестве, заключенное между «Аэрофлотом» и «Шереметьево». По соглашению авиакомпании группы «Аэрофлот» и партнеры по альянсу Sky Team получают исключительное право участвовать в подготовке плана стыковочных прилетов и вылетов, принимать решения об управлении ресурсами стоянок и выходов на посадку, регулировать обслуживание самолетов и др. Это может отрицательно повлиять на регулярность полетов авиакомпаний, не являющихся участниками Sky Team, так как соглашение подразумевает обслуживание других авиакомпаний по остаточному принципу, подчеркивается в сообщении УФАС. Представитель УФАС не ответил на дополнительные вопросы. «Аэрофлот» и «Шереметьево» претензии ФАС комментировать отказались.

Как считается штраф

По закону штраф за нарушение антимонопольного законодательства может составить от 1 до 15% от суммы выручки на конкретном рынке.

Соглашение «Аэрофлота» и «Шереметьево» уже попадало в поле зрения ФАС. В августе 2013 г. УФАС Московской области оштрафовало «Аэрофлот» на 8,1 млн руб. за соглашение от октября 2012 г. Оно предусматривало, что «Аэрофлот» и партнеры по альянсу получают право летать из терминалов D, E и F. Остальным перевозчикам предлагалось переместиться в терминалы B и C. Впоследствии ФАС и «Аэрофлот» достигли компромисса и в соглашение были внесены изменения. Их суть не раскрывалась. Эксперты открытого правительства, рассматривая долгосрочную программу развития «Шереметьево», указали на необходимость ее координации с программой «Аэрофлота», которая предусматривает рост пассажиропотока.

По данным сайта «Шереметьево», из аэропорта летает 34 перевозчика. «Шереметьево» не раскрывает долю группы «Аэрофлот» и ее партнеров по Sky Team в общем пассажиропотоке в 2014 г. В 2013 г. на долю группы «Аэрофлот» пришлось 65,2% пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта, говорится в его отчете за 2013 г. Сейчас из «Шереметьево» летает только одна российская регулярная авиакомпания, не входящая в группу «Аэрофлот», – «Нордавиа» (входит в структуру «Норникеля»). Ее представитель на вопросы не ответил. Среди иностранных перевозчиков услугами аэропорта пользуются участники альянсов Star Alliance (Air China, LOT, SAS) и One World (Finnair), а также авиакомпании, не входящие в альянсы.

Переход в другие аэропорты Москвы – «Домодедово» или «Внуково» – может стать проблемой для авиакомпаний, которых не устраивают условия «Шереметьево», отмечает партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов. Так что «Аэрофлоту» и «Шереметьево» еще предстоит доказать, что их соглашение не нарушает конкуренцию, или другие перевозчики могут заключить похожие соглашения, касающиеся их трафика, допускает Некторов.